Библиотека

Морские пути Керчи

С античных времен необозримые просторы океанов и морей соединяют материки и страны, становятся удобными и дешевыми дорогами. Освоение водных просторов – великий подвиг человечества. Этот процесс происходил на протяжении многих тысячелетий: от первых примитивных плаваний на случайно подвернувшемся бревне до современных судов. Многие тысячи лет существуют люди на берегах Черного и Азовского морей. Племена и народы воевали, торговали, сменяя друг друга. Все это происходило возле моря и впадавших в него рек, которые были удобными путями перемещения.

Из цивилизованных народов античной эпохи раньше других на берегах Черного и Азовского морей появились древние греки. Пионерами были аргонавты, отправившиеся за золотым руном из Греции в Колхиду. Датируется это путешествие XII в. до н  э.

А в VIII в. до н. э. началась «великая греческая колонизация Черного моря».  Очень важную роль в колонизации Черного моря сыграли выходцы из города Милета, основавшие около 90 колоний. В  VI  в. до н. э. милетяне на Керченском  полуострове основали Пантикапей, Нимфей, Тиритаку, Мирмекий  и другие города.  Многочисленные греческие колонии-порты на Черном море свидетельствуют о том, что греческие суда плавали по всему морю и заходили в Азов. Развитие судоходства, торговли, подъем ремесел и рыболовство оживили экономику Пантикапея – древней столицы Боспорского царства. Пантикапей превратился в крупный морской порт, а Керченский пролив стал оживленным морским путем.

Как только не назывался Керченский пролив! В древности пролив называли «Боспор Киммерийский» или «Киммерийская река». В 13 веке, во времена итальянского господства в Крыму,  —  «Пролив святого Иоанна»; у турков  в 17-18 вв. он именовался Таман-Богазы (Таманский пролив). На некоторых русских картах конца 18 века писали просто — «пролив из Азовского моря в Черное» или именовали его «Таврическим». Еще одно название, распространенное в 18 веке — Еникальский (или Керчь-Еникальский) — по названию турецкой крепости Еникале. С конца 19 века преобладающим названием стало Керченский пролив.

Сегодня Керченский пролив — это водная артерия, соединяющая Черное и Азовское моря. Северная граница пролива проходит между мысом Аххилеон (Тамань) и мысом Хрони (Керчь). Южная граница со стороны Тамани — мыс Панагия, со стороны Крыма — мыс Такиль. В Керченском проливе имеется немало препятствий, мешающих прохождению судов: подводные камни, отмели, старые сваи. Немало судов потерпело здесь крушение в разные времена. В конце 19 века было принято решение построить судоходный канал, по которому смогут проходить крупные суда. Фактически канал представляет собой фарватер, проложенный по дну Керченского пролива. В настоящее время глубина канала поддерживается на уровне от 8,3 до 9,3 метров на разных участках (коленах). Кроме Керчь-Еникальского канала в проливе прорыт фарватер для паромной переправы длиной чуть меньше 5 км, а также два фарватера, являющихся частью Таманского судоходного пути.

23 октября 2023 года для курсантов группы СВ-1 сотрудниками библиотеки КГМТУ был организован час интересных сообщений: «Морские пути Керчи». О славной морской истории нашего города  рассказала научный сотрудник Восточно-Крымского историко – культурного заповедника О.В. Решетникова. Рассказ сопровождался слайд-презентацией.

В читальном зале библиотеки представлена книжная выставка из фондов библиотеки КГМТУ.