Лаборатории по изучению психомоторных способностей курсантов морского факультета

Деятельность лаборатории по изучению психомоторных способностей курсантов морского факультета направлена на совершенствование процесса физической подготовки будущих морских специалистов разного профиля.

Психомоторные способности – одна из наиболее существенных составляющих в структуре психофизической готовности к разным видам деятельности. Психомоторные способности являются частью физических способностей человека, в наибольшей степени связанной с взаимодействием моторного и интеллектуального компонентов при выполнении действий по сравнению с другими двигательными проявлениями (силовыми, скоростными и др.).

Профессиональная деятельность морских специалистов связана с выполнением умственных и конкретных двигательных задач, которые решаются путем формирования у студентов (курсантов) соответствующих умений, навыков и качеств.

Профессии судоводитель и судовой механик, электромеханик относятся к типу «человек-машина», характеризуются повышенными психомоторными и сенсорными нагрузками, носят смешанный характер трудовых функций (не только физический, но и интеллектуальный труд). Выполнение трудовых функций данных морских профессий (слежение, контроль, решение проблемных задач, их моторная реализация и т. д.) требует от специалистов самых разнообразных свойств: быстрой реакции, скорости, точности и координации движений, внимания и оперативного мышления.

Согласно классификации А.М. Дернова (1967), морские профессии относятся к группе специалистов сенсомоторного профиля, результат деятельности которых зависит от слаженного взаимодействия зрительного и двигательного анализатора.

В образовательных организациях высшего образования подготовка будущих специалистов по эксплуатации судов морского транспорта ведется в соответствии с федеральным стандартом последнего поколения (ФГОС 3++).

В федеральных стандартах по специальностям 26.05.05 Судовождение, 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок и 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики  указано, что подготовка специалистов ведется с учетом требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (далее ПДМНВ-78).

В разделе ПДМНВ-78 «Руководство по оценке минимальных физических способностей моряков при приеме на работу…» перечислены совершенно конкретные требования к уровню профессиональной готовности (развитие вестибулярной функции, психомоторных процессов, психических свойств и физических качеств), предъявляемые в настоящее время к будущим специалистам в данной области.

Анализ указанных требований, а также содержания компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения в морском вузе, согласно которым у будущего специалиста мореплавания необходимо сформировать целый ряд способностей психофизической направленности, свидетельствует о значительном вкладе психомоторной подготовленности в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста мореплавания.

Следовательно, методика совершенствования профессионально значимых психомоторных способностей должна быть ориентирована на эти требования, как определяющие успешность будущего моряка при конкурсном отборе на работу.

Цель работы научно-исследовательской лаборатории – изучение динамики развития психомоторных способностей студентов (курсантов) следующих специальностей: 26.05.05 Судовождение; 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок; 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, а именно:

  • для судоводителей – точность воспроизведения и дифференцирования пространственных и временных параметров движения, способности к реагированию (преимущественно реакции на движущийся объект), сохранение статического равновесия;
  • для судовых механиков и электромехаников – точность воспроизведения и дифференцирования пространственных и пространственно-силовых параметров движения, точность перемещений и действий в ограниченном пространстве, способность к реагированию (преимущественно реакции переключения и слежения), способность к сохранению статодинамического равновесия.

А также обеспечение внедрения результатов научно-исследовательской работы кафедры в образовательный процесс физической подготовки.

В своей деятельности лаборатория изучения психомоторных способностей руководствуется Федеральными законами, нормативно-правовыми актами министерств и ведомств РФ, а также Уставом Университета, Положением о научно-исследовательской лаборатории, локальными актами Университета, решениями Ученого и Научно-технического советов, приказами ректора.

Научно-исследовательская работа, проводимая лабораторией, соответствует кафедральной теме научных исследований.

Для достижения цели деятельности научная лаборатория по изучению психомоторных способностей выполняет следующие функции:

  1. является научно-методической базой для проведения прикладных научных исследований, проводимых кафедрой физического воспитания и спорта;
  2. обеспечивает экспериментальные площадки для проведения научно- практических исследований;
  3. способствует внедрению передового опыта в общую физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку морских специалистов.

Основными направлениями деятельности научной лаборатории по изучению психомоторных способностей являются:

  • разработка программ научных исследований по основным направлениям деятельности кафедры физического воспитания и спорта;
  • планирование и проведение прикладных научных исследований;
  • усовершенствование технологий и методов общефизического и психомоторного развития курсантов;
  • создание базы данных для проведения дальнейшей научно-исследовательской работы;
  • организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов;
  • подготовка и публикация результатов исследований в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ, а также в изданиях, входящих в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций»;
  • подготовка и публикация учебных и учебно-методических пособий;
  • участие в международных, всероссийских, региональных научных конкурсах, грантах и др.;
  • привлечение к научно-исследовательской деятельности обучающихся Университета и раскрытие научного потенциала молодежи.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией по изучению психомоторных способностей курсантов морского факультета – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Платонова Н.О.

Состав научно-исследовательской лаборатории:

  • Букша С.Б. – канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта;
  • Лисовская В.В. – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта;
  • Сергиенко Н.А. – старший делопроизводитель кафедры физического воспитания и спорта.

Лаборатория по изучению психомоторных способностей для осуществления своей деятельности использует материально-техническую базу Университета и спортивные площадки.

Лаборатория проводит научно-исследовательскую (научно-творческую) работу во взаимодействии с другими подразделениями Университета, а также организациями и учреждениями, являющимися его партнерами.

Результаты работы лаборатории ежегодно отражаются в отчетах кафедры о состоянии научно-исследовательской деятельности.