Постановка в док самого большого в мире парусника – трудоёмкая и сложная задача: уже при слабом ветре огромная парусность судна даже с убранными парусами способствует возникновению значительного дрейфа. В стеснённых условиях гавани парусник необходимо было отвести от причала и произвести его “раскантовку” – разворот на одном месте на 180 градусов, чтобы завести корабль носовой частью в притопленный док. Капитану барка “Седов” Виктору Николину помогал капитан службы вспомогательного флота порта Светлый Дмитрий Богдановский, уже не раз осуществлявший перешвартовки знаменитого парусника. Стандартные в отношении других судов, такие операции при работе с большими парусниками имеют свою специфику: у причалов стоит множество других судов, в узком канале на “мёртвых” якорях находятся плавдоки, при подходе к причалу помехой могут служить портальные краны и прочие заводские конструкции. Выступающие за габариты корпуса парусного гиганта части рангоута и такелажа необходимо постоянно держать в поле зрения во избежание зацепов, навалов и повреждений. Для постановки судна в док были задействованы мощные портовые буксиры “Внимательный” и “Судоремонтник”, в любой момент на помощь им готов был прийти буксирный катер “Бутуз”. Утром 21 апреля плавучий док с заранее установленными на его дне клетями и кильблоками, точь-в-точь повторяющими днищевые обводы корпуса “Седова”, был отведён от причала и начал погружение. Манёвры в акватории порта заняли полтора часа, и наступил самый ответственный момент: отцентрованный относительно оси дока и подведенный к нему носовой частью “Седов” необходимо было затянуть внутрь плавдока стальными тросами. Опытному экипажу судна, расписанному на швартовые команды бака и кормы, предстояло выполнить ответственную и тяжёлую работу по подъёму и креплению на борту барка стальных концов дока. Спустя час судно было полностью заведено в док и выставлено по отвесам в нужную позицию с помощью доковых лебёдок. Чтобы обеспечить всплытие дока вместе с барком, вес которого составляет почти 5 тысяч тонн порожнем, были задействованы мощные насосы дока, выбрасывающие в акваторию уже ненужный балласт. К вечеру всплывший док был подведён к причалу порта Светлый. Разлучённый со своей родной стихией корабль теперь нуждается в заботливом уходе. Необходимо завести с дока и подключить пожарную магистраль, систему электроснабжения, рукава для подачи пресной воды, систему охлаждения провизионных кладовых, ведь экипаж по-прежнему остаётся на борту для выполнения своих обязанностей, и все системы жизнеобеспечения должны исправно функционировать. Капитан Виктор Николин первым спустился в док, не спеша и скрупулёзно осмотрел подводную часть корпуса судна, которое прошло несчётное количество морских миль за свою почти вековую историю. “Седов” останется в доке до завершения большого комплекса работ, включающего профилактический ремонт винто-рулевой группы, полную зачистку корпуса судна, замеры толщин обшивки, грунтовку и покраску бортов, а также осмотр донно-забортной арматуры.
Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью. Фото Григория Романова, старшего штурмана учебного парусного судна “Седов”. По материалам сайта http://sedov.mstu.edu.ru