В середине ХХ века славная эпоха торговых винджаммеров близилась к закату. Но находились состоятельные люди, которые переоборудовали их в учебно-грузовые суда, давая возможность легендарным парусникам обрести вторую жизнь. Жаль, но далеко не всем знаменитым тол-шипам удалось дожить до наших дней. В 1957 году немецкий четырёхмачтовый барк «Pamir» совершал привычный рейс, возвращаясь из Буэнос-Айреса в Гамбург. Зная, что конструкция судна усилена 200 тоннами прочной стали, что равнозначно уменьшало его грузоподъёмность, капитан принял рискованное решение взять на борт запредельный объём зерна. Ячмень разместили навалом в нижних балластных танках и трюмах. 22 сентября в районе Азорских островов в северной части Атлантического океана «Pamir» попал в эпицентр урагана. От сильной качки груз в трюмах сместился, крен судна достиг критического градуса. Шквалистый ветер порвал все поставленные паруса, повредил часть рангоута. «Pamir» потерял управление и развернулся лагом к волне, на палубу обрушились тонны воды, заливая надстройки, проникая в корпус и грузовые трюма. События развивались стремительно: крен увеличивался, и очередная штормовая волна опрокинула судно. В масштабных поисковых операциях приняли участие порядка 60 кораблей и 20 единиц авиации, но только шестеро моряков были обнаружены и спасены. Среди практикантов, отправившихся в роковой рейс на борту «Памира», чудом не оказалось 18-летнего Вилли Энзелинга, который остался на берегу штудировать морские науки. Однако, после страшной трагедии Вилли и не подумал свернуть с намеченного пути: получив высшее специальное образование, целеустремлённый юноша стал опытным судоводителем. Несмотря на преклонный возраст и тяжёлый недуг, 76-летний капитан нашёл в себе силы приехать этим летом в порт Амстердам, чтобы с трепетом, ностальгией и гордостью подняться по трапу на легендарный барк «Седов». Командир корабля Виктор Николин и экипаж парусника оказали пожилому моряку душевный приём. Вилли Энзелинг охотно пообщался с командой и курсантами, оставил всем желающим автограф на память, с удовольствием пообедал в тёплой компании русских моряков. На прощание растроганный немец признался, что посетить «Седов» было для него делом чести и профессиональным долгом. Кстати, задолго до трагедии с «Памиром», «Седов», ещё нося на борту имя «Commodore Johnsen», сам оказался в подобной ситуации в том же районе Азорских островов. В марте 1937 года учебно-грузовой барк попал в шторм и, получив опасный крен из-за сместившегося в трюмах груза, был вынужден подать сигнал бедствия. К счастью, экипажу «Commodore Johnsen» и двум подоспевшим оказать помощь судам удалось затарить зерно в мешки, правильно разместить груз и вернуть барку прежнюю остойчивость. Через две недели «Commodore Johnsen» благополучно прибыл в порт Гамбург. В 2005 году белоснежный корпус барка «Седов» превратился в строгий черный: причиной этому стали съёмки художественного фильма «Der Untergang der Pamir» («Гибель «Памира»). Русский парусник выступил в роли немецкого барка «Pamir», а команда приняла участие в съёмках. В судовом музее среди экспонатов можно увидеть оригинальную хлопушку, подаренную экипажу «Седова» немецким режиссёром Каспаром Хайдельбахом.
Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью. Фото: Андрей Шарков.
По материалам сайта http://www.mstu.edu.ru